Село Виноградное - источник Ак-Чокрак - Бабуган-Яйла

© В.С. Алексеенко 1993г., 2002г.

Вид на Парагельмен от Горного озера От развилки шоссе Алушта-Ялта на Горное озеро,(примерно полкилометра от троллейбусной остановки "Виноградное", в сторону Ялты, напротив указателя "Виноградное 2") идем по лесной  дороге, сокращая кое-где.  Возле  лесничества (В 2002г. домика уже не было, на его месте просто большая поляна -ред.) слева видно горное озеро. Рекомендуем подойти к озеру. От него открывается прекрасный вид на скалу Парагельмен. От бывшего лесничества дорога идет в первоначальном направлении на  подъем, поворачивает влево и переходит на спуск.   Здесь нужно уйти на право на второй развилке на заброшенную   дорогу (ее начало хорошо просматривается). Вначале она плохо видна, но все время идет как бы по дну балки, вверх. Правые развилки не нужны, слева на верху проглядывается основная дорога. Кое-где турики. Неторопливым шагом от шоссе путь до выхода на проселок примерно 45 минут. (Все-таки на первый раз, лучше пройти по основной дороге, не отвлекаясь на развилки, до тех пор, пока слева не появится ручей.

Через некоторое время дорога раздваивается. Нужно свернуть влево через ручей и засечь время. Дорога пересечет еще один ручей,  пойдет на подъем, затем круто свернет направо и тут же налево. На вершине второго поворота в сторону гор пойдет широкая тропа (здесь лежит крупный камень). Время от ручья  примерно 4 минуты. Пройдя по тропе примерно 3 минуты, свернуть влево на тропку, которая примерно через 2 минуты пересечет дорогу и пойдет дальше. Кое-где есть турики. Когда тропа выйдет вновь на дорогу, свернуть налево (впереди на дереве есть стрелка) и продолжать движение только по ней, не обращая  внимания на развилки. Дорога выведет к подножью Куш-Каи и сворачивает налево - здесь стоит голубая беседка. К беседке не нужно, а свернуть направо. Сразу же (примерно через 23 минуты от ручья), встречается источник Ак-Чокрак - труба, под  ней озерцо. (Здесь пересечение с маршрутом Сераус - родник Ак-Чокрак - родник Талма - гора Парагельмен - т/с Бирюзовое озеро). От родника идти круто вверх по широкой заброшенной тропе. Ориентир -   слева все время будет глубокий овраг. Много сокращенок. Впереди просвечивается седловина с поляной Дипла (Дипло). (Перемычка между Бабуганом и горой Чамны-Бурун). Можно взять напрямую, срезая петли. От родника до поляны примерно 20 минут.  От поляны два пути: Первый - вниз (на север, по руслу оврага идет тропка - ред.) по бывшей Цыганской дороге, (Дороги как таковой уже нет, но остался хорошо читаемый ее профиль. Когда крутизна спуска резко уменьшится, дорога забирает вправо, лучше ее оставить и продолжать движения в прежнем направлении вдоль русла. - ред.) к Юсуповской? дороге. (Описанной в маршруте Поселок Виноградный - водопад Головкинского - ред.) Далее на выбор: влево к водопаду Головкинского и кордон Узен-Баш, (на дорогу выходишь в нескольких сотнях метрах правее развилки у квартального столба 146-151-147 - ред.) вправо к скале Ай-Йори, г. Серауз и с. Виноградное. Второй путь налево через Чертову лестницу, на плато.

Скала Аккот-Джами При выходе на плато тур. если от него пройти по азимуту 260, то через 30 мин, покажется скала Аккот-Джами (говорящая скала). От нее не далеко до северной кромки яйлы, откуда открывается вид на Монастырские поляны. На них можно пройти либо прямо вниз, без троп, через посадки, либо взяв левее через Гавриель-Богаз (основная тропа через этот перевал мимо утеса Семи сосен выведет на Романовское шоссе недалеко от Козьмо-Демьяновского монастыря). Еще вариант - правее от скалы по хребту Конек, практически без троп, на виднеющуюся на хребте Царскую поляну. От нее на выбор: левый отрог выведет к монастырю, крайний правый на шоссе в районе Кебит-Богазкого перевала.

На поляне Дипла

На поляне Дипла. В центре - В.С.Алексеенко

См. также маршрут: Путь в Козьмо-Демьяновский монастырь через Бабуган.