Река Альма (Дровянка) – г.Гапка – ур.Джалман – с. Пионерское

© Ю.Г.Езерский 2003 г.
Впервые опубликован в приложении к книге Н.В. Закалдаева "Пешком по Крыму или Крымские тропы". Внесены дополнения в 2007 и в 2009 гг.(коричневый цвет)

Рекомендуемая карта:
Крым. Южная часть”.("Союзкарта". Киевская воено-картографическая фабрика. 2002г. Масштаб 1:100 000")

Часть ниже описанного маршрута совпадает с маршрутом №111 из Атласа Путешествуем по Горному Крыму, издания 2007 года.

Схема маршрута Река Альма (Дровянка) – г.Гапка – ур.Джалман – с. Пионерское Маршрут может быть продолжением маршрута С.Скалистое - Бакла - ур. Фундук - долина р. Альма, если в многодневном варианте, или если в однодневном, то в исходную точку необходимо пройти от остановки в с. Партизаны по ул. Сумской, мимо школы, клуба, кладбища и далее по лесной дороге. Это займет немного больше часа.

Исходная точка - поворот на подъем дороги в ста метрах от моста через речку Альма. (Не доходя ста метров до моста, если идти от с. Партизаны). Вся эта местность, находящаяся чуть выше Партизанского водохранилища, называется Дровянка (ранее Бешуй), по названию находившегося здесь, до строительства водохранилища, села.

Итак, с поворота дороги уходим по тропе вдоль крутого правого (здесь и далее орографического) борта Альминской долины на юго-восток). Тропа идет как бы в туннеле из зарослей. Через пять минут бетонный квартальный столб, от него, влево, в балочку, уходит тропка, ее игнорируем. Далее тропа идет между сосняком (слева) и р. Альмой (справа). Примерно через 20 минут, от дороги, бетонный квартальный столб 45/68/58/50, слева большая поляна, над ней высится крутая горка с южным голым склоном. Эта горка служит как бы правым утесом узкого оврага, по дну которого бежит речушка Абаза, берущая начало под горой Абога-Тепе. (В книге Ю. И. Шутова "Воды Крыма" приводится еще одно название этого притока - Бредок).
От квартального столба влево уходит дорога, вероятно на г. Кочкар. Мы идем прямо. Через 50 метров перепрыгиваем через русло. Сразу за ним, дорога, идущая от брода через р. Альма. (В декабре 2006 года при проходе по тропе возникли большие трудности. Так как Альма ее затопила. По видимому тропой можно пользоваться только в засуху. То есть основной вариант - по дороге по левому берегу)

Поворачиваем по дороге налево, идем вдоль сада с фундуком (лещиной - лесным орехом). Подойдя вплотную к борту долины, дорога делает поворот вправо. (Здесь необходимо подумать о запасе воды, так как следующий источник будет не скоро. Если воды с собой недостаточно, можно набрать слева в ручье. Если она там есть, и Вы совершаете переход не летом. В противном случае пройдем на право по основной дороге около пяти минут до жилья. На карте оно означено как "водомерный пост". Дом будет слева от дороги, а справа и чуть дальше колодец с журавлем. Но там может не быть ведра, а глубина около 10 метров. Необходимо иметь хотя бы котелок и веревку. На карте пришлось нанести колодец перед жильем. N44 46.621 E34 06.291/296м)

Если нет проблем с водой идем прямо. Слева от нас русло упомянутой речушки. На нескольких современных картах-километровках обозначено, что прямо по руслу идет дорога к Чистым полянам и далее на Гапку. Начало этой дороги имеется и его перекрывает шлагбаум из бревен, но далее… непроходимый бурелом и сплошные овраги каньонного типа. Эта дорога была заброшена более 30 лет назад, когда опустело село Дровянка. Поэтому мы русло не пересекаем, а поднимаемся по дороге вдоль сосняка, идущей по левому борту оврага. Вскоре обойдя, вершинку слева, дорога выходит на перемычку, ведущую к высоте 489,5, а потом поднимается на нее.

Дальнейший путь подчиняется следующим правилам: Дорога идет по хребту, от вершинки к вершинке. Ее почти все время хорошо видно, Она ни где не заросла, хотя местами ее перекрывают повалившиеся одиночные деревья. Чувствуется, что ее пользуются пешеходы. Она идет или через вершинки, или обходит их то справа, то слева, но между ними идет всегда строго по центру водораздела. (Делая всего одно исключение, примерно через час от начала подъема, когда чуть спускается влево от водораздела, чтобы пересечь верховья оврага, потом снова вверх). Еще минут, через 10 прямо на полянке, на вершине дорога делает петлю (разворот градусов на 150) - здесь неплохая обзорная точка - с нее хороший вид на Главную гряду. Общее направление дороги на восток.

Примерно через 1 час 50 минут, от начала подъема, слева сквозь деревья, мы видим, что параллельно нам, где-то в километре от нас идет высокий хребет. Наша дорога выходит на очередную полянку на вершинке, с которой хорошо виден противоположный хребет. Первая с лево, (юго-западная) вершина находится от нас почти строго на севере, вторая с торчащими макушками сосен по азимуту 30°. С этой полянки можно идти либо продолжая направление приведшей сюда дороги по желобку, либо забирая вправо по пересекающей полянку слабозаметной дороге. В любом случае метров через 50, мы выйдем на хорошо заметную дорогу, идущую из долины речушки Мавли (Следующий правый приток Альмы; об этом притоке см. маршрут: Долина р. Альмы - Голый Шпиль - Домчи-Кая. Поворачиваем на нее влево. На этой дороге тоже не используются автотранспортом, и она тоже идет по водоразделу, который упирается в склон того хребта, что мы видели с поляны. Вскоре дорогу перережет промоина, шириной около метра, и чуть больше глубиной. Вот именно она и есть преграда для автомобилей. До промоины почти два часа от начала подъема. За промоиной уже используемая по прямому назначению, дорога. Десять минут подъема, в конце довольно крутого, и мы на юго-западной вершинке хребта (той, что была прямо на севере). Если пойти прямо, то дорога сваливается в направлении Чистых полян. Но идти по ней не рекомендуется, так как она вскоре теряется. Кстати топоним "Чистые поляны" тоже устарел, хоть на картах они и обозначены как "открытое пространство" – они давно засажены сосной.

Мы поворачиваем вправо и идем по хребту. Примерно через 15 минут мы на следующей вершинке с соснами. Еще одна панорамная точка с видом на Чатырдаг, Бабуган и вершины Главной гряды. Еще 15 минут дорога то поднимается, то опускается, имея рядом, справа водораздел. Направление дороги на северо-восток. Если свернуть с дороги и выйти на высшую точку, то можно найти в зарослях триангуляционный знак, отмечающий вершину горы Гапка или Беш-Орту (731 м). Если не лазить по кустам, то дорога через пару минут приведет к развилке. На ней щит: "Маленький костер – причина большого пожара". Под соснами – скамейка.

Правое ответвление дороги пересекает поляну с развалинами в центре, входит в лес, слева большой стол, (напротив стола, с другой стороны дороги Гапкинский родник) через 50 метров развилка. На ней новенький треугольный щит. "Обход №13" и указатель, что левая дорога на с. Пионерское, и если по ней пойти, то примерно через час мы пройдем рядом с вершиной "Куш-Кая" (См маршрут Пионерское - ск. Куш-Кая – Краснолесье). Правая дорога ведет к казарме Бузинова (См маршрут Казарма Бузинова - г. Голый Шпиль). Но это так, для информации. Вообще-то пересекать поляну не надо.

От скамейки у сосняка идем на спуск по левой дороге на северо-запад. Дорога делает петлю и в 15 минутах ходьбы от г. Гапки, слева встретятся 2 щита с надписями "Участок воспроизводства. Охота запрещена" и "Берегите лес от огня". Рядом скамейка с металлическими стойками и сиденьем из бревнышек. Влево на спуск уходит лесовозная дорога. Мы продолжаем движение прямо по дороге идущей, по водораздельному хребту Альминской и Салгирной долин. Через пять минут важная развилка. На стволе дерева две веревки голубая и белая. Если пойти прямо, то отвратительная, разбитая дороге, где-то через час выйдет из леса и раздвоится: правая на с. Константиновку, левая на с. Партизаны. Мы же пойдем направо. Минут десять дорога будет идти по пологому водоразделу без спусков и подъемов на северо-восток. Потом начинается плавный спуск по левому борту балки.

Примерно через 25 минут от развилки, дорога вместе с балкой вливается в другую балку. Вместе слияния находятся развалины бывшего лесничества – охотничьего домика. У него довольно оригинальное название, связанное с бывшей хозяйкой – "Графиня". Поворачиваем налево и идем вниз по течению ручья. Правый хребет, образующий балку называется Орта-Джа (на некоторых картах Урта-Джа). Еще несколько лет назад, в мае на нем встречались участки белые от цветущих ландышей, а прошлом году попадались только единичные экземпляры.

Родник Партизанский-3 В течение 20 минут движемся вниз по балке. Слева на очередной полянке столик со скамейкой на берегу ручья. От столика можно пройти по мостику из бревен, брошенных через ручей, к Партизанскому родничку. (По каталогу это будет уже третий родник с таким названием) Здесь грибные места. При стечении благоприятных погодных факторов маслят здесь можно набрать столько, сколько можете унести.

Не более чем в 5 минутах ходьбы от родничка, влево через русло, на поляну отходит колея. В правом, ближнем, углу – памятник на братской могиле 12 партизан, погибших в бою 9 марта 1942 года. Если пропустить развилку к памятнику, то через 20 метров, слева, установлен щит: "Берегите лес от пожара". Могли бы и указатель к памятнику поставить. Еще 15 минут ходьбы по живописной дороге, и балка впадает в широкую лощину. Справа от нас гора Меджид-Кыр, а прямо хребет Каракташ с тремя утесами – близнецами: склоны голые, а на верхушках сосновые рощицы. Здесь, в лощине, до войны, была деревня Джалман-Аратук. Ее постигла участь многих Крымских деревень, расположенных в лесной зоне – была сожжена фашистами за связь жителей с партизанами.

Поворачиваем вместе с дорогой направо. Через десять минут шлагбаум. Его закрывают в пожароопасный период. Еще через десять минут перекресток возле симпатичной полянки. Более накатанная дорога идет в балку Русацкую к населенному пункту из нескольких домиков – Майскому (на картах Пионерское). Влево уходит дорога к деревне Клиновке. Мы идем прямо – так короче. Пять минут и впереди мы увидим корпуса тубдиспансера, а через 15 минут выходим на асфальтированную дорогу, идущую от диспансера в село Пионерское. До войны оно называлось Джалман. Теперь так называется урочище, по которому мы идем, другой названия вариант – Джалманчук. Дорога, на которую мы вышли, идет вдоль длинной поляны. Ближе к ее окончанию слева памятник в форме факела с надписью "Партизанам Крыма от благодарных земляков". Когда дорога делает поворот к мосту, слева можно увидеть красную металлическую колонку, из которой льется вода. (Это артезианская скважина) По мосту переходим на другой борт лощины. Вскоре слева, между деревьев мелькнет озеро. Еще минут через десять дорога как-то незаметно превратиться в улицу Партизанскую. Мы уже в селе Пионерском. Старое название Джолманчик. Вскоре слева, внизу, увидим частично разрушенный дом с башней. На фронтоне родовой герб - пегас с женской головкой. Это усадьба графини-лесовладелицы А.Ф. Монжене. (Источник информации книга С.Л. Беловой "Симферополь" 2001г.) Построена архитектором Оскаром Андреевичем Клаузеном около 1880 года. Это интересно перекликается с названием развалин лесного кордона, пройденного пару часов назад. В лощине с СВ от замка два родника Джолман-1 и Джолман-2.

С другой стороны - устье балки Орта-Джа (в вольном переводе - средняя балка) и трафарет "Пионерское лесничество". Еще около 5 минут ходьбы и мы на трассе Симферополь – Алушта. Суммарное время движения по асфальтовой дороге – полчаса. Поворачиваем направо, там в нескольких сотнях метрах троллейбусная остановка Пионерское-2 или Больница. Это наш конечный пункт. Полное время прохождение маршрута – 8 часов, а если начинать в селе Партизаны, то более девяти, то есть маршрут достаточно длинный. Чтобы его пройти, необходима неплохая физическая форма. Рекомендуется предусмотреть пару часов светлого времени резерва на непредвиденные трудности (например, свернули не на ту дорогу). Полезно периодически сверять направление движения с компасом и картой. Но путь не будет трудным - природа поддержит Вас эмоционально.