Из Ялты в Лесничество через деревню Ай-Василь, склон хребта Баланын-Каясы и ущелье Уч-Кош "М".

Из путеводителя по Крыму Г.Г. Москвича

Рекомендуемая современная карта - "Крым. Южный берег. Форос - Ялта - Алушта." ГНПП Аэрогеодезия 2001г.Маштаб 1:35 000.
Опубликована на сайте http://geokrym.narod.ru

Фрагмент Пояснительной карты к путеводителю Григория Москвича

Из деревни Дерекой от кузниц, в самом конце Дерекойской ул. (104), у слияния рек Панагии и Стамиса (Быстрой; район современного Автовокзала - ред.) нужно перейти последнюю по кладке (можно перейти немного дальше по мосту) и идти минуты две по грунтовой дороге, проложенной по руслу реки Панагии, в северном направлении, затем свернуть на правую дорогу, поднимающуюся в гору между оградами, сначала в восточном, а затем в северном направлении, огибая слева холм с магометанским кладбищем на вершине (105). Дойдя до указанного столба, к востоку от кладбища при раздвоении дорог, нужно идти по левой, поднимающейся мимо ворот кладбища, дороге (правая спускается в юго-восточную часть деревни Ай-Василь) затем идти через юго-западную часть деревни (деревня Ай-Василь состоит из трех отдельных частей: северной, юго-западной и юго-восточной причем в каждой части имеется мечеть), все прямо в северном направлении мимо мечети, (по улице течет ручей). Миновав справа фонтан с белой высокой стенкой, за последним по правой руке большим домом, нужно идти между плетнями садов все в северном направлении по левой тропе, также вдоль ручья до строений северной части деревни и площадки с татарскими качелями (на столбе—большой круг). От площадки идут три дороги: одна налево на запад, другая также немного влево на север к выше расположенным строениям и третья направо на северо-восток в ущелье Уч-Кош. Идти нужно по средней северной дороге. Дойдя минуты через две до раздвоения дорог у крайних северо-восточных строений этой части деревни, нужно идти по правой северной и северо-восточной дороге к двум домам с красными крышами, отдельно стоящим слева дороги на восточном склоне холма, возвышающегося над деревней Ай-Василь, на вершине которого растут сосны (107). До этих домов от самого Дерекоя путь идет по не особенно крутому подъему.

От этих домов можно пройти в Лесничество двумя вьючными тропами, идущими по юго-восточному склону хребта Баланын-Каясы, самой правой северо-восточной через площадку скалы Балан-Кая и по второй справа, поднимающейся сначала на север, а затем на северо-восток. Первая тропа не очень крутая, менее живописна, вторая-же, вначале очень крутая проходит мимо Царской скамейки (108), откуда замечательно красив вид на Ай-Васильскую долину; если идти в Ялту, то отсюда удобно изучать путь, ориентируясь по деревне Ай-Василь и обоим холмам (105 и 107). Перейдя на восточный склон хребта, эти тропы соединяются; поэтому, если идти из Лесничества, то, чтобы пройти мимо Царской скамейки, нужно держаться правой руки, иначе легко попасть по ошибке на тропу, идущую через площадку. Благодаря тому, что тропы соединяются, верховым удобнее подниматься из Ай-Василя по правой тропе, а затем от соединения проехать в обратном направлении к скамейке. По восточному склону хребта тропа разъезжена и полого спускается в северном направлении к речке Мастреизу, причем, не доходя речки, за столбиками с надписями: урочище "Балан-Кая" и урочище "Масурис", тропа сворачивает направо и в юго-восточном направлении спускается менее полого в ущелье Уч-Кош (имеется буфет), откуда прекрасный вид как на обрыв скалы Балан-Кая, так и на скалы Хысыр-Кая и Плаки-Кая (110), образующие ворота. Перейдя русло реки Балы, (на некоторых современных картах данный участок реки обозначен как Гува - ред.) нужно идти по хорошо разработанной тропе, поднимающейся в юго-восточном направлении по противоположной стороне ущелья. Поднявшись к Царской скамейке (114), против отвесного обрыва скалы Балан-Кая, вид на который очень красив, тропа поворачивает на восток (здесь отходит влево меньшая, но также разработанная тропа "Н" к Царской скамейке (112) на площадке Абдараман), а затем в юго-восточном направлении по ровному месту выходит у дощечки с надписью: "Уч-Кош" на разработанную грунтовую дорогу, (В настоящее время здесь расположен поселок Советский, сюда ходит автобус №44 Ялта - санаторий Долоссы) спускающуюся в Лесничество (XIV). Ходьбы от Дерекоя до раздвоения дорог у столба - минут 8; до двух домов у верхнего холма - с полчаса; до первой Царской скамейки - 1 час; до ущелья Уч-Кош - полтора часа; до скамейки против Балан-Кая - полтора часа и до Лесничества - меньше 2 часов (расстояние около шести с половиной верст). Из Ялты до конца Дерекойской улицы можно пройти также по Садовой ул. и через Дерекой мимо мечети, придерживаясь правой руки (а если идти обратно, то - левой). Чтобы не сбиться с пути при следовании через дер. Ай-Василь, нужно главным образом не выходить из района, ограниченного с востока: дорогой, соединяющей юго-восточную часть деревни с северной; с запада - дорогою, соединяющей юго-западную часть Ай-Василя с северной и с юга — дорогою, спускающейся от столба у кладбища в юго-восточную часть деревни.

Возможное продолжение маршрута - Над левым обрывом ущелья Уч-Кош - лесничество Красный Камень - Никитская яйла

Фотографии ушелья Уч-Кош.

Цифрами на карте обозначено:

104. Кузница в деревни Дерекой.
105. Ай-Васильевское магометанское кладбище на холме.
106. Деревянный водопроводный мост (акведук).
107. Два белых дома возле холма.
108. Царская скамейка на склоне хребта Баланын-Каясы
109. Ущелье Уч-Кош (или Балан-Кая). Буфет.
110. Скалы Хысыр-Кая (западная) и Плаки-Кая (восточная), суживающие ущелье
112. Царская скамейка на площадке Абдараман
113. Чаир Даласы (Долоссы - ред.)
114. Царская скамейка против скалистого обрыва Балан-Кая.
131. Ворота в Верхний парк по шоссе в Лесничество.